Икона Богородицы "Владимирская"

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери[1].

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. «стояние на Угре»): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня) вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

1232

Читайте также

Неупиваемая Чаша

Неупиваемая Чаша

Икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" по иконографии относится к типу "Оранта" - Богоматерь изображ...

Богородица Ахтырская

Богородица Ахтырская

Ахтырская икона принадлежит к числу наиболее прославившихся на Руси икон Божией Матери.История ее чу...

Казанская икона Богородицы

Казанская икона Богородицы

Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года в Казани, через четверть века пос...

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри "Зна­ме­ние"

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри "Зна­ме­ние"

Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно под...

Семистрельная

Семистрельная

Икона отображает евангельское повествование о том, как Дева Мария с Иосифом Обручником принесли в Ие...

Сладкое лобзание

Сладкое лобзание

Икона «Сладкое лобзание» (по-гречески Гликофилусса) прославилась в царствование Греческого император...

Покров Богородицы

Покров Богородицы

Икона посвящена одному из великих праздников Русской Православной Церкви – Покров Пресвятой Богороди...

Неувядаемый цвет

Неувядаемый цвет

Появилась икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» в Константинополе в 18 веке. Поводом для написания ...

Иверская икона Пресвятой Богородицы

Иверская икона Пресвятой Богородицы

Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Н...

Достойно есть

Достойно есть

В конце Х века недалеко от Афонского Карейского монастыря в келье жил один старец-отшельник со своим...

Житие Богородицы

Житие Богородицы

Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Священном Писании Нового Завета, не являются достаточно ...

Черная Мадонна

Черная Мадонна

Так называют иконы и статуи Богородицы с ликом очень темного оттенка или даже черного цвета. Такие и...