Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонской области, а
воспитание и образование получил в знаменитом городе Листры, который не столько
прославился изобилием плодов земных, сколько этою богонасажденною плодоносною
ветвью. Этот молодой побег произрос, однако, от не совсем здравого корня: ибо
как благоухающая роза вырастает из терния, так и святой Тимофей произошел от неверующего
еллина, который был известен своим языческим нечестием и настолько погряз в
пороках, насколько впоследствии сын его превосходил всех людей добродетелями и
высокою нравственностью. Матерь же и бабка святого Тимофея были родом евреянки,
обе святые и праведные, украшенные добрыми делами, как об этом свидетельствует
святой апостол Павел в словах: «желаю видеть тебя, воспоминая о слезах
твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою,
которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что
она и в тебе» (2Тим. 1:4. 5).
Еще будучи отроком, блаженный Тимофей, питаемый своею
матерью не столько телесною пищею, сколько словом Господним, всячески уклонялся
от языческого и иудейского заблуждения и затем обратился к святому апостолу
Павлу, сей богогласной церковной трубе. Это произошло таким образом. Святой
апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою пришел
в Листры, как об этом повествует Божественный Лука в Деяниях
Апостольских: «они удалились, говорит он, в Ликаонские города Листру и
Дервию и в окрестности их» (Деян. 14:6). По прибытии своем туда святой
апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым
словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: «Боги в образе
человеческом сошли к нам». Когда же они узнали, что это не боги, а люди, и
называются апостолами и проповедниками Живого Бога, притом суть противники
ложных богов, и для того именно и посланы, чтобы обращать людей от бесовского
заблуждения к Истинному Богу, могущему не только хромых исцелять, но и мертвых
воскрешать, тогда многие от заблуждения своего обратились к благочестию (Деян. 14:8–18).
В числе таких была и матерь сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою
по смерти своего мужа. Она с радостью приняла святого апостола Павла в дом
свой, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в
обучение сына своего, святого Тимофея, как дар за совершенное в их городе чудо
и за воспринятый от него свет истинной веры. Святой Тимофей был еще очень молод
годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию семени слова Божия.
Святой Павел, приняв юношу, не только нашел в нем кротость и расположение к
добру, но и прозрел в нем благодать Божию, вследствие чего возлюбил его даже
более, чем его родители по плоти. Но так как святой Тимофей был еще очень юн и
не мог переносить тягостей путешествия, то святой апостол Павел оставил его в
доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его
Божественному Писанию, как об этом он сам вспоминает в послании к
Тимофею: «Ты из детства знаешь священные писания» (2Тим. 3:15). Сам
же апостол Павел, по наущению иудеев побитый народом камнями, был вытащен за
город, после чего пошел в другие города.
Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из
Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше
проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу, пришел в Листры, где жил
святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во
всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних
христиан, апостол Павел принял его к себе на апостольское служение и сделал его
своим постоянным спутником во всех трудах и сослужителем о Господе. Когда же он
хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и
в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву (Деян. 16:3), – не
потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается
вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем
иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника. Вышедши из Листр,
святой апостол Павел проходил города и селения, уча и благовествуя Царствие
Божие и всех просвещая светом благочестия. За ним, как звезда за солнцем,
воссиявшим от третьего неба, следовал Божественный Тимофей, воспринимая
немерцающий свет благочестия учение благовествования Христова и научаясь
высоким подвигам и добродетельной жизни, как об этом и сам святой апостол Павел
свидетельствует: «ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере,
великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях» (2Тим. 3:10, 11).
Так святой Тимофей почерпнул все добродетели от сосуда
избранного, апостола Павла, и воспринял от него, ради Христа, апостольскую
нищету. Не приобретая себе никаких богатств, ни золота, ни серебра, ни
каких-либо других вещественных благ, он переходил с места на место, возвещая
Евангелие Царствия Божия. Он усвоил обычай воздавать добром за зло; укоряемый –
он благословлял, гонимый – терпел, поносимый – радовался духом, и во всем являл
себя Божиим слугою, будучи истинным подражателем своему учителю. Святой апостол
Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его
сначала диаконом, затем пресвитером и, наконец, – епископом, хотя он был и
молод годами. Сделавшись через возложение рук апостольских служителем Христовых
Тайн, святой Тимофей сделался усерднейшим подражателем тягостей и трудов
апостольских, не уступая другим апостолам в страданиях и трудах во время
благовествования учения Христова. Ни юность, ни слабость тела не могли
когда-либо воспрепятствовать ему в исполнении принятого им на себя подвига. Во
всей своей деятельности он обнаруживал величие духа, как об этом
свидетельствует учитель его, святой апостол Павел, в первом своем послании к
коринфянам: «если придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас
безопасен, ибо он делает дело Господне, как и я. Поэтому никто не пренебрегай
его» (1Кор. 16:10–11). Несколько выше, похваляя его, святой апостол Павел
писал: «Я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе
сына, который напомнит вам о путях моих во Христе» (1Кор. 4:17). Подобным
образом и в других своих посланиях он называет святого Тимофея своим братом,
говоря: «Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат» (Флм. 1:1), «Павел,
волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат» (2Кор. 1:1), «Павел,
волею Божиею посланник Иисуса Христа, и Тимофей брат» (Кол. 1:1). И еще он
пишет: «Мы послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия, и сотрудника
нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере
вашей» (1Сол. 3:2). Эти и многие другие свидетельства в похвалу святому
Тимофею находятся в посланиях апостола Павла. Однако св. Тимофей не
превозносился этим, но, живя в смиренномудрии и строгом соблюдении себя от
греха, постоянными трудами и постом так изнурял себя, что и сам учитель его,
взирая на его подвиги и посты, сильно жалел его. Он убеждал святого Тимофея –
не пить одной воды, но употреблять и немного вина ради его желудка и частых
недугов (1Тим.5:23), которыми, хотя и постоянно тело его было обременено, но
зато душевная чистота оставалась нетронутою и свободною от всякого повреждения.
Святой Тимофей с учителем своим проходил все концы мира: то в Ефесе, то в
Коринфе, то в Македонии, то в Италии, то в Испании, они возвещали слово Божие,
так что с полным правом можно было сказать о них: «По всей земле проходит
звук их, и до пределов вселенной слова их» (Пс.18:5). При этом святой
Тимофей был проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, – в проповеди слова
Божия – искусный оратор, в изложении Божественных Писаний – увлекательный
истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры – достойнейший
пастырь. В особенности же достойно внимания то, что он получил изобильную
благодать, так как учение свое он почерпнул из двоякого источника: он не только
имел своим учителем святого Павла, но поучался и у святого Иоанна,
возлюбленного ученика Христова. Когда же святой Иоанн был сослан императором
римским Домицианом в изгнание на остров Патмос, то Тимофей был вместо него
епископом города Ефеса, где спустя немного времени и пострадал за свое
свидетельство об Иисусе Христе следующим образом.
Однажды в Ефесе совершался особенно торжественный праздник,
называемый «катагогиум», в который идолопоклонники, мужчины и женщины, надев на
себя изображения различных странных существ, брали в руки идолов и дреколия и с
бесстыдными плясками обходили улицы города. При этом они пели нестройными
голосами песни и бросались на встречных, как разбойники, и даже многих убивали.
Совершали они и много других скверных беззаконий, которыми думали выразить
почитание своих мерзких богов. Видя это, блаженный Тимофей воспламенился огнем
Божественной ревности и, явившись на это богопротивное зрелище, открыто и смело
проповедовал Единого истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, – ясно
показал заблуждения и самообольщения их относительно своих богов и свободно
высказал многое, что было полезно для убеждения их. Они же, блуждая во тьме
языческих заблуждений, не поняли и не уразумели речей апостола, но, единодушно
устремившись против него, жестоко били его имевшимися в руках их дреколиями,
немилосердно и бесчеловечно влачили его по земле, попирая ногами, и, наконец,
замучили его до смерти. Пришедшие затем христиане нашли его едва дышавшим. Они
вынесли его за город, и когда он преставился, погребли его на месте, называемом
по-гречески Пион, т.е. тучное. Спустя много времени честные мощи святого
апостола Тимофея по повелению царя Констанция, сына Константина Великого,
были перенесены святым мучеником Артемием из Ефеса в Константинополь и
положены в церкви святых апостолов вместе с мощами святого апостола Луки и
Андрея Первозванного. Так было благоугодно Богу, ибо в житии их все было общее:
характер, учение и проповедь Евангелия. Поэтому и общий гроб приличествовал им
по смерти, тем более что и упокоение их на небесах – общее в Царстве Господа
нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом царствующего вовеки. Аминь.