Кирилл VI патриарх Коптской церкви

Кирилл VI (1902–1971 гг.) – патриарх Коптской церкви (с 10 мая 1959 г.), один из наиболее почитаемых коптами современных подвижников. В миру носил имя Азир Юсуф Ата. В детстве переехал вместе с семьей в г. Даманхур, где учился в начальной школе, затем - в Александрию, где получил среднее образование. Семья была очень религиозной; отец, работавший у местных предпринимателей, служил диаконом, привлекая к богослужениям и своих сыновей, в свободное время занимался восстановлением старинных церковных книг. По окончании школы Азир поступил на работу в транспортную судоходную компанию, а в 1924 г.- в туристическое агентство «Томас Кук», где выучил английский язык. В 1927 г. стал послушником монастыря Дейр-эль-Барамус в Вади-эн-Натрун, 25 нояб. 1928 г. принял монашество с именем Мина. 18 июля 1931 г. был рукоположен во иерея, после чего направлен на обучение в духовную семинарию для монахов в г. Хелуан.

Стремясь к анахоретству, Мина еще во время учебы в семинарии предпринял попытку поселиться в заброшенном Белом монастыре под Сохагом (В. Египет), но был отозван оттуда патриархом Иоанном (Юаннисом) XIX (1928-1942). По окончании учебы он удалился в небольшую пещеру в 3 км от Дейр-эль-Барамуса, фактически возродив наряду с монахом Абд аль-Масихом аль-Хабаши коптскую традицию пустынножительства. В 1936 г., после 3 лет отшельнической жизни, у Мины произошел конфликт с настоятелем монастыря, и он переселился в окрестности Ст. Каира, где стал жить в одной из заброшенных ветряных мельниц в холмистой гряде Эль-Мукаттам. Поскольку Мина уже не относился ни к одному из мон-рей, он получил прозвище аль-Мутаваххид (Отшельник). Слава о нем быстро распространилась в коптской общине. К нему стали приходить паломники, множились свидетельства творимых им чудесных исцелений и его исполнявшихся пророчеств. После смерти Иоанна XIX местоблюститель Патриаршего престола митрополит Юсаб (Иосиф; впосл. патриарх Иосиф II) поручил Мине организовать работы по восстановлению монастыря св. Самуила Каламунского (Дейр-Анба-Самуил) в Файюме. По окончании строительства Мина, ставший к тому времени игуменом, сложил с себя управление монастырскими делами и вернулся на мельницу на Эль-Мукаттаме. В годы второй мировой войны высоты вокруг Каира заняли британские войска и Мина был вынужден переселиться в Ст. Каир. В 1947 г. он построил там небольшую церковь во имя своего небесного покровителя вмч. Мины, а при ней - общежитие для иногородних студентов, ставшее первым подобным заведением в совр. Египте. В 1940-1950 гг. Мина издавал небольшим тиражом ротапринтный журнал «Мина аль-халас» (Пристань спасения). Образ вмч. Мины был одним из символов национальной самоидентификации коптов, и с ним стала ассоциироваться личность принявшего это имя монаха-отшельника. Мина аль-Мутаваххид, дистанцировавшийся от погрязшей в симонии и терявшей влияние коптской иерархии, стал духовным авторитетом как для коптских интеллектуалов, так и для простого народа.

В апреле 1959 г. делегаты Синода и коптской светской организации Совет общины (Маджлис аль-милли) собрались на выборы трех кандидатов на Патриаршество. После ожесточенных прений 22 из 24 членов совета и 5 епископов отказались голосовать в знак несогласия с возрождением прерванной в XX в. коптской традиции избирать патриарха из числа простых монахов. 17 апреля 1959 г. в соборе св. Марка пятилетний мальчик вытянул один из 3 жребиев - с именем Мины. При интронизации новый патриарх принял имя Кирилл, обозначив тем самым, что будет продолжать политику «отца реформ» Кирилла IV (1854-1861).

Шестидесятые годы ХХ в. считаются в коптской историографии эпохой «пробуждения», духовного обновления Коптской Церкви; огромную роль в этом процессе сыграл Кирилл. Коррупции и симонии он противопоставил нестяжательство и аскезу, оторванности высшего клира от простых священников и прихожан - близость к пастве и доступность в отношениях со священнослужителями. Личность Кирилла, при жизни заслужившего репутацию святого, притягивала и нецерковных людей. Реформаторская деятельность патриарха проходила под лозунгом возврата к традициям ранней Церкви, на деле же происходил синтез древних коптских канонов и современного опыта европейских христиан.

При Кирилле произошло оживление монашеской жизни. Вдохновленные примером патриарха сотни молодых коптов избрали путь отречения от мирской жизни. Кирилл уделял монашеским обителям особое внимание. Вскоре после интронизации, в июне 1959 г., патриарх во главе нескольких сот единоверцев совершил паломничество к мощам вмч. Мины в руинах Абу-Мина близ Александрии. Рядом с этим местом он заложил первый камень в основание монастыря св. Мины (в настоящее время один из самых известных в Египте). В стране развернулось активное церковное строительство. Только в Каире и Александрии за время Патриаршества Кирилла было освящено более 40 церквей, в том числе крупнейший христианский храм на Африканском континенте - собор св. Марка в каирском районе Эль-Эзбекия (1968). Рост количества церквей и монастырей сопровождался расцветом церковной науки. Кирилл всемерно поощрял как богословские исследования, так и научные работы по коптской истории, филологии, искусствоведению. Для коптских священников стало обязательным получение высшего духовного образования.

Многократно возросла роль Коптской Церкви в общественной жизни Египта. После того как в 1962 г. указом президента Г. А. Насера (1956-1970) Совет общины был распущен, патриарх стал единственным представителем общины перед властями. Новые задачи побудили Кирилла принять беспрецедентное для Коптской Церкви решение учредить 4 епископтства без приходов: по социальному служению, по делам религиозного образования, по высшим коптским исследованиям, по экуменическим связям.


Кирилл поддерживал хорошие личные отношения с Насером, которые не испортила даже затронувшая церковное имущество национализация. В 1966 г. патриарх издал распоряжение всем священникам посещать семинары по арабскому социализму. Патриарх и члены Синода безоговорочно поддержали «Программу 30 марта» (1968), передававшую всю власть в стране Арабскому социалистическому союзу. Кирилл оказывал содействие Насеру и на международной арене, солидаризируясь с его антиизраильским и антиимпериалистическим курсом. Как «сионистская» была осуждена декларация Ватиканского II Собора, снимавшая с евреев обвинения в распятии Христа. Во время Шестидневной войны 1967 г. Кирилл совместно с исламскими религиозными лидерами призвал египетский народ к «священной войне» против Израиля. После поражения в войне патриарх запретил коптам совершать паломничество в захваченные израильтянами святые места Палестины. Кирилл издавал многочисленные прокламации, осуждавшие американское вторжение во Вьетнам, империализм и колониализм в Африке, религиозную дискриминацию в Израиле.

Внешнецерковная политика Кирилла была направлена прежде всего на укрепление связей с другими древневосточными (нехалкидонскими, монофизитскими) Церквами. Уже через двадцать дней после интронизации Кирилл направил к эфиопскому императору Хайле Селассие I делегацию для переговоров о будущем Эфиопской Церкви. 29 июня 1959 г. ей была дарована автокефалия. Этот акт значительно улучшил отношения между 2 Церквами. В октябре 1960 г. Кирилл нанес пастырский визит в Эфиопию, а в январе 1965 г. стал председателем первой конференции глав т. н. Ориентальных православных (нехалкидонских) Церквей, созванной по инициативе императора Хайле Селассие I в Аддис-Абебе. Чтобы пресечь практику расторжения заключенных в Коптской Церкви браков путем перехода в юрисдикцию Сирийской яковитской Церкви, Кирилл совместно с сиро-яковитским патриархом Мар Игнатием Иаковом III издал в 1965 г. декларацию, в к-рой подчеркивалось взаимное признание совершаемых в обеих Церквах таинств, в частности бракосочетания.


Кирилл вел также активную межконфессиональную политику. При нем Коптская Церковь вступила во Всеафриканскую конференцию церквей и участвовала в четырех неофицальных консультациях православных и монофизитских богословов (в Орхусе, 1964, в Бристоле, 1967, в Женеве, 1970, в Аддис-Абебе, 1971). В марте 1960 г. в Александрии прошла встреча представителей монофизитских (Коптской и Армянской), православной, католической и протестантантской Церквей. Коптская делегация присутствовала в качестве наблюдателей на I Всеправославном совещании на острове Родос (1961); епископ Шенуда представлял Коптскую Церковь на торжествах по случаю 1000-летия Великой Лавры на Афоне (1963). В апреле 1966 г. Кирилл направил в Москву епископа Самуила для участия в Христианской мирной конференции в ТСЛ. В сентябре того же года делегация РПЦ во главе с епископом Подольским Владимиром (Котляровым) посетила Египет в связи с участием в юбилейных торжествах в честь 1400-летия основания Екатерины вмц. монастыря на Синае и была принята Кириллом в его резиденции в Александрии.

В 60-х гг. ХХ в. Коптская Церковь начала активную миссионерскую деятельность на Африканском континенте. Это нашло отражение в официальном титуле патриарха, который с 1965 г. стал именоваться «Его Святейшество патриарх Кирилл VI, папа Александрии и всей Африки». Одновременно Патриархат принимал меры по духовному окормлению многочисленной коптской диаспоры: были созданы церковные приходы в США, Канаде, Австралии и др. странах.

Обширная международная деятельность и поддержка египископом властей позволили Коптской Церкви с размахом провести в июне 1968 г. масштабные мероприятия в честь 1900-летней годовщины мученической кончины ап. Марка. Торжества имели национальный характер и широко освещались египетскими и зарубежными СМИ. В Каир прибыли 172 зарубежные делегации, в том числе от РПЦ во главе с архиепископом Минским и Белорусским Антонием (Мельниковым). 25 июня Кирилл вместе с президентом Насером и императором Хайле Селассие I открыл новопостроенный собор св. Марка, для которого РПЦ преподнесла в дар позолоченный престол. На следующий день Кирилл отслужил в соборе литургию в ознаменование возвращения в Египет из Венеции частицы мощей ап. Марка.

Другое важнейшее событие в жизни Коптской Церкви в годы Патриаршества Кирилла - явление Пресвятой Богородицы в Эз-Зейтуне (2 апр. 1968 - 29 мая 1971). 23 апр. 1968 г. К. сформировал комиссию для исследования свидетельств и 4 мая на пресс-конференции огласил выводы, официально подтверждающие явление Пресвятой Богородицы.

Кирилл был погребен в соборе св. Марка, в ноябре 1972 г. перезахоронен, согласно завещанию, в монастыре вмч. Мины. После его смерти были изданы многочисленные посвященные ему сочинения агиографического характера, возникло общество «Чада папы Кирилла VI».

297