Житие блаженного Григора Нарекаци

Годы жизни святого блаженного Григора Нарекаци, вардапета – в армянском Средневековье так называли духовных просветителей, пастырей, имеющих право наставления в вере, которые составляли высокообразованную часть духовенства того времени, ученого монаха и поэта, пришлись на время правления византийских царей Василия II и его младшего брата Константина XVIII. Тогда некоторая часть Армении находилась в составе Византии. Но Васпураканским царством, преемником древнего Урарту, его землями, расположенными на юге Армянского нагорья, владел благочестивый царь Сенекерим Арцруни, который, отметим справедливости ради, в 1021 году, чтобы защитить Васпуракан от нападений тюрков, присоединил свое государство к Византии, после чего Васпуракан прекратил историческое существование.

Согласно преданию, которое, впрочем, во многом носит гипотетический характер, святой Григор родился в семье епископа Хосрова Андзеваци примерно в 950 году. Кроме Григора в семье было еще два сына – Ованес и Саак. Известно, что епископ Хосров был не только одним из образованнейших духовных лиц своего времени, еще до епископства он признан как писатель, оставил немалое литературное наследие, и его писательский талант был унаследован средним сыном. По воле епископа-отца дети были отданы на воспитание настоятелю Нарекского монастыря Анании Нарекаци, с которым семья владыки Хосрова состояла в родстве: он приходился мальчикам дядей по материнской линии и оказал огромное духовное влияние на будущего святого ученого монаха.

Нарекский монастырь, крупный духовно-культурный центр средневековой Армении, где находилась знаменитая школа Святого Писания и Патристики, был основан в начале X века на юго-восточном берегу озера Ван и стал для святого Григора единственным родным домом. Здесь он был рукоположен в монашество и стал священником, здесь получил личный мистический опыт христианина и образование, которые определили все житие подвижника, здесь у него, ученого монаха, на основе собственного святого мистического опыта и широчайшей эрудиции сформировалось его мировоззрение, изложенное в богословских трудах.

Святой Григор жил в той части Армении, где исповедовалось монофизитство (или евтихианство, по имени архимандрита Евтихия, главного его адепта) – представление, по которому отрицалась подлинная человеческая природа Спасителя, а признавалась только Божественная, и тем нарушался халкидонский догмат о двух естествах в лице Господа нашего Иисуса Христа. Однако его духовные воззрения формировались на основе познаний, почерпнутых из источников, которые являются основными в развитии общемировой христианской мысли, в частности, православия. Он получал знания и размышлял над творениями духовных столпов христианства, Отцов Церкви, переведенными на армянский язык с греческого и сирийского: святителей Иренея Лионского и Василия Великого, Григория Назианзина и Григория Нисского, Иоанна Златоуста и Кирилла Иерусалимского, сириянина Афраата Персидского и Ефрема Сирина и армянских отцов.

Во всяком случае, известно, что святой Григор Нарекаци, присутствуя при спорах между священнослужителями-епископами и учеными монахами-вардапетами по поводу двойственной природы личности Спасителя, которые временами становились слишком бурными, старался смягчить уровень раздора и установить согласие. По сведениям из Синаксария армянских святых – сборника житий, он действовал так, понимая, «что это есть бесполезная и пагубная церковная смута, в которой при разномыслии повреждалась здравость учения, увещевал всех быть кроткими душою и миролюбцами, пребывать в любви и единодушии».

Говоря далее о желании святого Григора обойти миром разногласия между монофизитами и диофизитами, исповедующими истинное, неискаженное представление о Христе как о Сыне Божием и Сыне Человеческом, можно предположить, что оно было продиктовано не только миролюбивым нравом монаха, не желавшего внутрицерковной распри. Епископы и власти ненавидели святого не только за призывы вернуться к чистоте и целомудрию в общественной и частной жизни. Кроткое, неакцентированное, но хорошо ощутимое несогласие его с монофизитским учением, ученость и духовность, труды и проповеди святого ставили под сомнение истинность взглядов последователей Евтихия. Из-за этой примирительной позиции, а очевидно, и из-за сомнения в абсолютности его монофизитства, святого Григора пытались представить как еретика. К тому же он ревностно заботился о сохранении строгих устоев и обычаев Церкви, которые тогда пошатнулись в епископской и мирской среде. Сословную знать, которая временами вела отнюдь не благочестивый образ жизни, раздражали его мягкие, но точные и твердые обличения. Среди преданий о святом Григоре как о чудотворце сохранилось одно, благодаря которому его святость стала очевидной и для его недоброжелателей.

Желая судить, а затем отправить святого Григора в ссылку, якобы вследствие проповедей, искажающих истинные представления о вере, к нему пришли представители епископата и власти. Выслушав их, святой безропотно согласился, но перед этим предложил утолить голод перед дорогой, для чего распорядился зажарить двух голубей. Когда блюдо с птицей оказалось на столе перед гостями, – а, надо сказать, что день был постный, пятница, – один из пришедших заметил, что в пятницу не время есть мясное. Святой Григор сделал вид, что запамятовал об этом, извинился и, обращаясь к голубям, сказал уже им, что забыл о посте и велел им лететь к своей стае. После этих слов внезапно голуби ожили, вспорхнули и улетели прочь, а присланные взять его под стражу были потрясены, признали его чудотворцем от Бога, покаялись и восхвалили Господа. Придя к тем, кто послал их, они рассказали о виденном, и святого Григора Нарекаци стали почитать еще более те, кто уже почитал, и были вынуждены признать его богоизбранность те, кто ранее пытался гнать его.

Из духовно-литературного наследия святого Григора Нарекаци время сохранило для нас Похвалы Святому Кресту, Богородице, Святым Апостолам, преподобному Иакову Низибийскому, комментарий на Песнь Песней и его выступления и трактат против ереси тондракийцев, в котором, в частности, он вменял им в вину отрицание Святого Причастия как истинных Тела и Крови Христовых. Одно это перечисление говорит о формировании направления литургической мысли святого, хотя он был верен традиции Армянской Церкви в ее тогдашнем устроении.

Сегодня широкому кругу читателей по большей части недоступны богослужебные тексты и иные труды святого Григора Нарекаци, но его «Книга скорбных песнопений», удивительное, уникальное творение, сборник молитвенных покаянных воздыханий к Богу, ныне переведенная на многие языки мира, не оставит нетронутой, безразличной ни одну христианскую душу.

«Книга скорбных песнопений», которую называют еще «Книга плача», «Нарек», «Наири», впервые на русском языке была издана в Ереване в 1969 году, в переводе Наума Исаевича Гребнева, с послесловием профессора Левона Мкртчяна «О Григоре Нарекаци». Безусловно, это был чрезвычайно сложный переводческий труд. Долгое время в среде филологов считалось, что поэзия Нарекаци непереводима вообще, но Н.И. Гребнев выполнил перевод, как пишет профессор Мкртчян, по подстрочникам Маргариты Дарбинян, Лены Ханларян, Аршалуйса Казиняна. Эмоциональное содержание подстрочника было заключено в замечательный, верный стих, и, благодаря такому сотрудничеству, в России знакомство с этим уникальным памятником духовной поэзии стало доступно многим.

Для поэта и святого Григора Нарекаци молитвенное покаяние, «идущее из глубин сердца», изложенное в поэтической строфе, – не утонченный творческий прием, а способ богопознания и самопознания, усиленный в поэтических образах, чтобы его печаль, будучи отраженной резонансами ритма и мелодикой рифмы, «еще сильней и горестней звучала». Для него, стоящего в покаянии перед Богом, Спаситель – «Единородный Сын Живого Бога», чью Крестную смерть он принимает как реальную, Его страдания – как искупление грехов, которого он недостоин. Поэт и христианский мистик, в своем покаянном стихе он неоднократно признает Богородицу как непорочную Приснодеву и истинную Мать Христа по плоти, «укрепленную Творцом земли, прикосновением Святого Духа и Сыном осененную», – вся Троица присутствует в словах поэта, восхваляющего Богородицу. Он пишет, как Пречистая «неизреченно в Нем соединила суть Бога с человечьим естеством», и в величии и торжестве поэзии он возносит «хвалу единству Троицы Святой, Отцу, и Сыну, и Святому Духу». И все это никак не вяжется с абсолютностью его монофизитства, хотя святой Григор всегда оставался верен родной Армянской Церкви.

Для нас «Книга скорбных песнопений» – духовный литературный памятник, который стоит на книжных полках и священнослужителей, и православных мирян, но для армян обеих Церквей – Католической и Апостольской, Западной и Восточной – это настольная книга, чтимая почти наравне с Библией, и часть ее стихов вошла в обиход их богослужений.

Как и дата рождения, дата ухода святого Григора Нарекци разнится – одни датируют год его смерти как 1003-й, другие – 1005-й, что, в общем-то, несущественно на фоне ушедших столетий. Век его также был недолог – немногим более пятидесяти лет. Как при жизни святой Григор Нарекаци почитался как святой, так и после преставления место его упокоения в родной Нарекской обители возле церкви святой девы-мученицы Сандухт стало местом множественного паломничества. Из множества поколений передавались свидетельства о славе его и о даре чудотворения. Наиболее известное – об оживших курице с цыплятами.

Владел Нареком некий курд, который дал соседу наседку и попросил вывести цыплят. Жена соседа усадила наседку на кладку яиц, цыплята вывелись, курица куда-то ушла с цыплятами, и дня три ее не было видно. Однако, когда вернулась, пошел дождь, курица спряталась под жернов, прикрепленный к стене, но тут жернов со стены сорвался и придавил курицу вместе с выводком. Женщина, конечно, испугалась, что ей достанется от курда-владельца, взяла всех погибших птиц, под ситом отнесла их к месту упокоения святого Григора Нарекаци и пошла по своим делам, в мыслях непрестанно молясь Богу и святому Григору. Прошел час, и вдруг она увидела, как ей навстречу направляется ожившая курица с цыплятами. Радости женщины не было предела, она тут же возблагодарила Господа и его святого – Григора Нарекаци, который теперь оживил домовых птиц, возвращенных хозяину, как когда-то, еще при жизни, голубей, вернувшихся в стаю.

Память его оставалась чтимой в армянском народе и после завоевания Армении турками в 1071 году, и после того, как во время геноцида 1915–1916 годов Нарекский монастырь был разрушен и могила святого Григора погребена под его руинами.

После нескольких представлений со стороны Армянской Церкви и многих исследований его трудов 12 апреля 2015 года Папа Римский Франциск провозгласил святого Григора Нарекаци Учителем Вселенской Церкви.

Из письма Патриарха Нерсеса Бедроса XIX к Папе Франциску 30 апреля 2014 года:

«Почитаемый святым уже при жизни, что подтверждалось множеством чудес до и после его смерти, он, прежде всего, выделяется совершенной ортодоксией своей веры. Относясь с уважением к преданию своей собственной национальной Церкви, он присоединился к христологии Эфесского вселенского собора (431 г.), как она выражена в Формуле согласия, составленной Иоанном Антиохийским и признанной слово в слово в 433-м св. Кириллом Александрийским, Учителем Церкви: «Итак, мы исповедуем Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, совершенного Бога и совершенного человека».

Патриарх Бедрос в своем письме также отмечал, что в глазах святого «богословие в большей степени является искусством говорить с Богом, чем говорить о Боге». Третьим убедительным пунктом в его послании были слова: «Универсальность учения распознается по отклику, которое оно вызывает в Церкви во всех странах и во все времена».

То, что стало общехристианским наследием, многое из него стало богодухновенным для всего христианского мира. Армянский святой послужил Господу многими трудами искреннего христианского благочестия, и значение «Книги скорбных песнопений», подобно многим другим литературным творениям, созданным святыми отцами Церкви до и после святого Григора Нарекаци, как и они, выходит за какие-либо конфессиональные границы, становясь всеобщим достоянием всех, имеющих в себе веру Христову.

270