Равноапостольная Царица Елена

Елена, равноапостольная царица, мать первого христианского царя равноапостольного Константина Великого.

Память 6 марта - обретение Честного Креста и гвоздей царицей Еленой во Иерусалиме в 326 году, 21 мая - совместно с равноап. царём Константином, 18 августа

По обращении императора Константина Великого, мать его, Елена, оставила "мерзских и суетных идолов мертвенная служения" и не замедлила принять христианство.

В 326 году царица Елена, которая была уже в весьма преклонном возрасте, желая найти и Голгофу, и животворящий Крест, на котором был распят Господь Наш Иисус Христос, отправилась в Иерусалим. Житие святой рассказывает нам, что долгое время поиски оставались безуспешными, пока один престарелый иудей не сообщил, что Крест находится под языческим храмом, воздвигнутым на месте распятия Спасителя. После многодневных раскопок были обнаружены три креста. До наших дней в храме Воздвижения Животворящего Креста Господня сохранилось место, которое и сегодня показывают паломникам, где и днем, и ночью пребывала царица Елена и оттуда, из своего окошечка (оно сейчас так и именуется Еленинским окошечком), бросала золотые монетки рабочим, чтобы воодушевить их на труд.

Но как из трех крестов было узнать Святой Крест Господень?

По дороге в это время двигалась похоронная процессия. Патриарх Макарий поочередно стал возлагать кресты на умершего. Когда Крест Господень коснулся мертвого, тот воскрес. Макарий, желая прславить великую радость, обретение Честного и Животворящего Креста Господня, стал воздвигать его высоко над толпой собравшегося народа.

Царица Елена пожелала на месте Голгофы, на месте Гроба Господня, на месте обретения Животворящего Креста Господня, воздвигнуть величественный храм в честь Воскресения Христова. Этот храм строился почти 10 лет. 13 сентября 335 года было совершено освящение храма Воскресения Христова, а на следующий день, 14 сентября, Животворящий Крест Господень был торжественно внесен в этот храм и водружен на Голгофе. И с тех пор в этот день - 14/27 сентября - Православная Церковь ежегодно празднует Воздвижение Животворящего Креста Господня.

И во главе первых христианских паломников по праву стоит святая равноапостольная царица Елена. Она приехала очищать Иерусалим от языческой скверны, благодарить Бога за сына императора, поклониться величайшим святыням. Оставив все украшения, свойственные царскому положению, святая Елена в простой одежде, чтобы не быть узнанной, смешивалась с толпой, раздавая щедрую милостыню. В Иерусалиме царица пригласила к трапезе местных девушек, а сама служила им за столом, как простая рабыня. Пример святой Елены произвел на верующих сильное впечатление. В Иерусалим широким потоком двинулись верующие.

Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).

Возможно по ее приказу в 327 году на острове Кипр, где она останавливалась на пути из Святой Земли, был основан Кошачий монастырь, в который специально была прислана тысяча кошек для борьбы с ядовитыми змеями. Тогда же на Кипре в монастыре Честного и Животворящего Креста (Μονή του Τιμίου και Ζωοποιού Σταυρού, близ современной деревни Омодос) Елена оставила частицы Креста и Священной веревки, которой римляне привязывали Спасителя.

В глубокой старости (в 327, по другим сведениям - в 328 или 326 годах) она скончалась на руках своего сына. Погребение её совершено было с великою пышностью. Константин повелел перенести тело матери в Рим, где оно положено было в могиле, украшенной порфиром, при церкви, которая ныне называется церковью святых Петра и Марцелина и находится на пути из Рима в Неаполь, где и до сих пор существует кладбище с именем Елены. Два года спустя мощи святой Елены были перенесены в Константинополь и положены в Константинопольской церкви Двенадцати Апостолов.

Ныне мощи святой покоятся в парижской католической церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (улица Сен-Дени, д. 92), где в 1997 году православными был впервые совершён молебен перед ними. То, что мощи святой Елены находятся здесь, стало широко известным фактом благодаря стараниям много лет служащего в Париже протоиерея Николая Никишина. Молебен 1997 года стал первым православным богослужением перед святыми мощами царицы Елены за последние девять веков. Историко-исследовательский розыск по древним источникам подтвердил подлинность мощей. Фактическое обретение мощей равноапостольной Елены, прославленных многочисленными чудесами в средние века в Овилье, даёт новое основание для почитания святой как в самом Париже, где есть два православных храма равноапостольных Константина и Елены, так и во всём православном мире.

Честная глава святой находится в Трире, в крипте католического кафедрального собора святого Петра, а ещё одна часть мощей - в Бонне, в католическом Соборе святого Мартина Турского.

1438