Святой апостол и евангелист Лука

Св. Лука был родом из Антиохии Сирской (или великой), грек (язычник); родители его как люди с богатыми средствами, доставили своему сыну отличное образование; с юности своей он прилежал наукам и был знаком с греческой философией, хорошо знал языки греческие, египетские, еврейские (арамейские): изучил врачебное искусство, каковым особенно часто облегчал телесные недуги ап. Павла, и сей последний называл его «врачом возлюбленным» (Кол. IV, 14). Церковное предание предполагает, что Лука еще при жизни Спасителя сделался Его учеником и был в числе 70 апостолов (Лк. X, 1) хотя отличает себя от «самовидцев» (Лк. I, 2), т. е. 12 апостолов, обращавшихся с Иисусом Христом со времени явления Его миру. Co своей проповедью Лука, по повелению Господа, проходил грады и веси (Лк. X, 2). По воскресении Иисуса Христа св. Лука вместе с Клеопой на пути в Еммаус удостоился видеть и беседовать с воскресшим Господом (см. Молебное пение в путь шествующим: «Луце и Клеопе в Еммаус спутьшествовавший Спасе, сошествуй и ныне рабу Твоему…») Когда по убиении архидиакона Стефана воздвигнуто было сильное гонение на церковь (Деян. VIII, 1), св. Лука оставил Иерусалим и возвратился на свою родину, Антиохию; на пути в этот город он посетил город Севастию, где, по церковному преданию, он взял от тела св. Иоанна Предтечи, десную руку и отдал Антиохийцам. В Троаде (в 53 г.) св. Лука познакомился со св. ап. Павлом и с того времени сделался постоянным его спутником (подробно описавшим благовестнические труды и путешествия апостола языков до «первых его уз в Риме (Деян. XXVIII, 30); С 16 главы Деяний (ст. 7–8) Еван. Лука описывает жизнь св. Павла как очевидец и участник в его трудах: «мы прибыли из Троады, в Самофракию». Св. Лука разделяет и узы ап. Павла в Риме и не оставлял его, в тяжелое время душевной скорби. Св. Павел жаловался своему ученику Тимофею, что его все оставили – один только Лука со мною (2Тим. IV, 10).


По кончине ап. Павла, евангелист Лука с проповедью об Иисусе Христе проходил разные страны; был в Италии, Галлии, Македонии, Ахаии (т. е. Греции), посетил Ливию, проповедовал в Верхнем Египте, поставил в Александрии епископом Авилия по смерти епископа Аппиана, ученика св. Марка. Из Африки св. Лука возвратился в Грецию (Axaию) и в глубокой старости (имея более 80 лет), мирно скончался в г. Фивах (Экумений); по мнению других (Никифор Каллист), св. Лука в гонение Домициана пострадал за Христа и повешен был на оливковом дереве. В половине 4-го века мощи св. Луки были перенесены из Фив в Константинополь. Церковное предание считает св. Луку первым христианским иконописцем; он при жизни Пресвятой Богородицы написал Ее образ и Пресвятая Дева благоволила одобрить труды его. Св. Лука написал Евангелие и Апостольские Деяния для некоего благородного жителя (и м. б. одного из начальствующих в Антиохии) – Феофила (Лк. I, 3; Деян. I, 1). При евангелист Луке пишется телец, потому что Евангелие начинается повествованием о служении Захарии, отца св. Предтечи, одного из священников, на обязанности коих было приносить Богу жертвы агнцами и тельцами.


Иконописцы считают св. евангелиста Луку своим покровителем

1497